Матрицы к заданию «Запомни и расставь точки».

Методика

«УЗНАЙ ФИГУРЫ».

Эта методика - на узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От развитости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения.

В методике детям предлагаются картинки в сопровождении следующей инструкции:

«Перед вами пять картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырёх картинок, расположенных в ряд справа от неё. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку».

Сначала для пробы ребёнку предлагают решить эту задачу на картинках, изображённых в ряду под номером 0, затем – после того, как экспериментатор убедился в том, что ребёнок всё понял правильно, предоставляют возможность решить эту задачу на картинках с номерами от 1-10.

Эксперимент проводится до тех пор, пока ребёнок не решит все 10 задач, но не больше чем 1,5 минуты даже в том случае, если ребёнок к этому времени не справился со всеми задачами.

Оценка результатов.

10 баллов – ребёнок справился со всеми задачами меньше, чем за 45 сек.

8-9 баллов - ребёнок справился со всеми задачами за время от 45-50 сек.

6-7 баллов - ребёнок справился со всеми предложенными задачами в течение периода времени от 50-60 сек.

4-5 баллов - ребёнок справился со всеми задачами за время от 60-70 сек.

2-3 балла – ребёнок решил все задачи за время от 70-80 сек.

0-1 балл - ребёнок решил все задачи, затратив на это более чем 80 сек.

Выводы об уровне развития.

10 баллов Очень высокий
8-9 баллов Высокий
4-7 баллов Средний
2-3 балла Низкий
0-1 балл Очень низкий

Методика

«ОБЩАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ И ЗАПАС БЫТОВЫХ ЗНАНИЙ».

Применяется для оценке общей ориентировки в окружающем мире детей с 1 по 5 классы и для выяснения запаса их бытовых знаний используются другие перечни вопросов, которые следует далее.

Вопросы для 1 класса.

1. Как твои фамилия, имя и отчество?

2. Сколько лет твоей маме и твоему папе?

3. Как зовут твою бабушку и твоего дедушку?

4. Как называется столица твоего государства, в котором ты живёшь?

5. Как называется улица, на которой живут твои родственники? (В ответе на этот вопрос необходимо правильно назвать хотя бы одну улицу и сказать, кто из родственников живёт на этой улице.)

6. Каковы номер дома и номер квартиры, где живут твои родственники или знакомые?



7. Как называются птицы, которых можно встретить в окрестностях твоего дома? (Здесь необходимо назвать хотя бы две разные птицы.)

8. В каком месяце обычно появляется снег и когда он начинает таять?

9. В котором часу ты обычно уходишь в школу и приходишь из школы? (Правильный ответ включает указание, как на часы, так и на минуты.)

10. Назови инструменты, которые есть у вас в доме. (Правильный ответ на этот вопрос – тот, в котором перечислено не менее трёх разных инструментов.)

Вопросы для 2 класса.

1. Каковы фамилия, имя и отчество твоих родителей – папы и мамы?

2. Сколько лет твоему брату и/или сестре? (Если родных братьев или сестёр у ребёнка нет, то он может назвать двоюродных и т.д.)

3. Каковы фамилия, имя и отчество кого-либо из твоих ближайших родственников? (Можно назвать любого из них, кроме мамы, папы, бабушек и дедушек, родных братьев и сестёр.)

4. Как называется главный город в той области, где ты живёшь?

5. Как называются город и улица, где живут твои родственники или знакомые?

6. Каковы номер дома и номер квартиры, где живут твои дядя или тётя? (Для правильного ответа достаточно назвать адрес хотя бы одного из них.)

7. Как называются те животные (звери), которые живут в лесу? (Для правильного ответа необходимо назвать не менее 4 из них.)

8. В каком месяце появляются почки на деревьях и в каком месяце здесь, у вас, начинают желтеть листья?

9. В каком часу возвращаются обычно с работы твои мама и папа? (Для правильного ответа на этот вопрос достаточно назвать только час без указания минут.)

10. Назови все приборы, которые есть у вас дома. (Правильный ответ предусматривает название не менее 3 разных приборов.)

Вопросы для 3 класса.

1. Каковы фамилия, имя и отчество твоей бабушки и твоего дедушки?

2. Сколько лет твоей бабушке и твоему дедушке? (Если их нет в живых, то, сколько лет им было в последний год жизни?)

3. Каковы фамилия имя и отчество кого – нибудь из твоих далёких родственников? Назови сначала того, о ком ты собираешься говорить. (Правильный ответ на данный вопрос предусматривает название ребёнком хотя бы одного дальнего родственника.)



4. Как называется тот район города, в котором ты живёшь? (Этот вопрос можно содержательно несколько изменить, включив в него формулировку названия населённого пункта или какой – либо его части.)

5. Как называется город (местность и т.п.), где родились твои родители? (Правильный ответ предусматривает точное название места рождения хотя бы одного из родителей ребёнка.)

6. Какой номер телефона в квартире ваших родственников? (Для правильного ответа достаточно назвать только один номер.)

7. Как называются рыбы, которые живут в реке?

8. В каких частях света, странах не бывает зимы или лета?

9. В котором часу ты обычно завтракаешь и ужинаешь? (Правильный ответ предполагает название, как часа, так и минут.)

10. Как называются различные виды транспорта? (Правильный ответ предполагает название не менее 3 разных видов транспорта.)

Обработка результатов.

За правильный ответ на каждый из предложенных вопросов ребёнок получает 1 балл. Максимальное количество баллов, которое может получить один ребёнок по данной методике за правильные ответы на все вопросы составляет 10.

Для ответа на каждый из вопросов ребёнку отводится по 30 секунд. Отсутствие ответа в течение этого времени квалифицируется как ошибка и оценивается в 0 баллов.

Полностью психологически готовым к обучению в школе (по данной методике) считается тот ребёнок, который правильно ответил на все вопросы, т.е. в итоге получил 10 баллов. В течение времени, отводимого на ответ, ребёнку можно задавать дополнительные вопросы, облегчающие, но не подсказывающие правильный ответ.

Методика

«ЗАУЧИВАНИЯ ДЕСЯТИ СЛОВ».

Методика заучивания десяти слов была предложена А.Р. Лурия. Она позволяет использовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психическими заболеваниями, а также изучения динамики течения болезни и учёта эффективности лекарственной терапии.

Описание методики.

Набор из десяти односложных или двусложных слов, не связанных по смыслу, составление которого не представляет большой трудности. Желательно иметь несколько таких наборов.

Примеры для набора слов.

1. Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.

2. Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.

Испытуемому даётся инструкция:

«Я сейчас прочту 10 слов. Слушайте внимательно. Когда я закончу читать, повторите слова, которые запомнили, в любом порядке».

Экспериментатор читает слова медленно и чётко. В протоколе он отмечает крестиком или цифрой порядок и точность воспроизведения слов после каждого предъявления. (Порядок воспроизведения слов может быть информативным при анализе способа запоминаемого материала.) Иногда больные называют лишние слова, что также отмечается экспериментатором в протоколе.

Как правило, для больных требуется не менее 8-10 предъявлений для полного (или почти полного) воспроизведения (здоровые обычно запоминают все слова уже со второго или третьего предъявления).

В некоторых случаях для изучения сохранения запоминаемого материала испытуемого просят воспроизвести слова через час или на следующий день.

Методика

«СРАВНЕНИЕ ПОНЯТИЙ».

Методика применяется при исследовании операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении детей и подростков.

Описание методики.

Материал: несколько пар слов для сравнения, отпечатанных на листе бумаги.

Утро-вечер. Яблоко-вишня.
Корова-лошадь. Лев-собака.
Лётчик-танкист. Ворона-воробей.
Лыжи-коньки. Молоко-вода.
Трамвай-автобус. Золото-серебро.
Река-озеро. Сани-телега.
Велосипед-мотоцикл. Воробей-курица.
Собака-кошка. Дуб-берёза.
Ворона-рыба. Сказка-песня.
Лев-тигр. Картина-портрет.
Поезд-самолёт. Лошадь-всадник.
Обман-ошибка. Кошка-яблоко.
Ботинок-карандаш. Голод-жажда.

Испытуемый читает или слушает заданные пары слов и отвечает относительно каждой пары на вопрос: «Чем они похожи?», а затем на вопрос: «Чем они отличаются?». Все его ответы полностью записываются в протокол.

Исследователь на первых примерах может разъяснить испытуемому непонятные ему моменты, а также должен настаивать на соблюдении испытуемым последовательности выполнения задания: вначале описание сходства, а потом - различий.

Оценка результатов.

Учитывается то, на сколько испытуемый может выделять существенные признаки сходства и различия понятий. Неумение выделять эти признаки свидетельствуют о слабости обобщений и склонности к конкретному мышлению.

Кроме того, исследователю надо обратить внимание на то, как испытуемый выполняет требования, касающиеся заданной последовательности.

При выполнении заданий, что ему даётся легче – нахождение сходств или различий.

Дошкольники и младшие школьники вместо выделения общего обычно указывают на различия объектов, поскольку за операцией различия стоит наглядно – действенное и наглядно – образное мышление. За указанием на общее кроется операция введения в отвлечённую категорию. Таким образом, тот факт, что раньше созревает различие, а затем сообщение, свидетельствует о смене психологических операций, о переходе от наглядных форм мышления к словесно – логическому обобщению. Поэтому для школьников особенно трудными будут задачи таких категорий: например, «ворона – рыба», - слова, у которых трудно найти общее.

У младших школьников возникает операция обобщения, которая принимает форму выделения общих признаков, но очень часто за ней кроется ещё наглядное сравнение или введение предметов в общую наглядную ситуацию, для них трудны задачи категории, например, «всадник – лошадь», слова находятся в условиях конфликта, их очень трудно сравнивать.

Оценивается также логичность хода высказываний испытуемого. Имея инертное, вязкое мышление, испытуемый соскальзывает при сравнении слов со сходств на различия или наоборот, отвлекаясь на незначительные, второстепенные моменты, уделяя им большое внимание, может терять нить рассуждений и т.д.

Развитие речи.

Исходная ситуация: ребёнок рассматривает картинку (использование наглядного материала).

Инструкция: «Теперь мы с тобой будем рассматривать красивые картинки. Ты мне должен рассказать, что делают дети на этой картинке, что там происходит».

Обработка результатов.

Используются следующие шкалы оценки:

Способ говорения.

Очень плавная речь – 8 баллов.

Плавная речь – 5 баллов.

Достаточно плавная речь – 3 балла.

Прерывистая речь – 2 балла.

Очень прерывистая речь – 0 баллов.

Строение предложений.

Хорошо структурированные предложения, используются соединительные слова – 8 баллов.

Простые распространённые предложения, стереотипно используется один и тот же соединительный союз – 6 баллов.

Одни простые нераспространённые предложения, которые могут быть соединены повторяющимися союзами – 4 балла.

Преимущественно неполные предложения – 1балл.

Полностью нарушенное строение предложений – 0 баллов.

Речевые навыки. Артикуляция.

Очень чёткое произнесение звуков – 8 баллов.

Чёткое произнесение звуков – 6 баллов.

Умеренно чёткое произнесение звуков – 4 баллов.

Нечёткое произнесение звуков – 2 балла.

Неразборчивое произнесение звуков – 0 баллов.

Методика

«РИСУНОК СЕМЬИ».

Цель данной методики – представление ребёнка о семье и своём положении в ней.

Используемый материал: лист белой бумаги, 6 цветных карандашей (4 основных, коричневый и чёрный), резинка.

Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью» (слово «семья» не объяснять). Повторить: «Нарисуй свою семью».

В ходе тестирования отмечаются последовательность рисования деталей, паузы более 15 секунд, стирание деталей, непроизвольные комментарии ребёнка, эмоциональные реакции и их связь с изображением.

После выполнения задания надо постараться получить большую информацию о ребёнке путём вопросов.

Вопросы к детям:

1. Скажи, кто тут нарисован.

2. Где они находятся.

3. Что они делают (кто это придумал).

4. Им весело или скучно (почему?).

5. Кто из нарисованных людей самый счастливый (почему?).

6. Кто из них самый несчастный (почему?).

Примечание: если ребёнок отвечает формально, то не настаивайте. Можно уточнить, если ребёнок рисует птичек – «почему ты их нарисовал?».

Кроме вопросов ребёнку предлагается решить 6 ситуаций.

1. Представь, что вся твоя семья идёт в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?

2. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк, кого бы ты позвал идти собой?

3. Ты строишь из конструктора дом или (если это девочка) вырезаешь из бумаги куклу. У тебя не получается. Кого ты позовёшь на помощь?

4. У тебя несколько билетов на мультфильмы (называем цифру на 1 меньше, чем членов семьи). Кто останется дома?

5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?

6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас на 1 человека больше, чем надо. Кто не будет играть?

Необходимо знать:

1) возраст ребёнка;

2) состав его семьи, возраст братьев и сестёр;

3) если возможно, то иметь сведения о поведении ребёнка в детском саду и в семье.

Методика

«ЗАПОМНИ И РАССТАВЬ ТОЧКИ».

С помощью данной методики оценивается объём внимания ребёнка. Для этого используется стимульный материал, изображённый ниже. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу – квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Перед началом эксперимента ребёнок получает следующую инструкцию:

«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Далее ребёнку последовательно, на 1-2 секунды, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 секунд. Это время даётся ребёнку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

l l l l
l l l l l l
l l l l l
l l l l l
l l l l l
l l l l l l l
l l l l l l l l
l l l l

Оценка результатов.

Объёмом внимания ребёнка считается максимальное число точек, которое смог правильно воспроизвести на любой карточке (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:

10 баллов – ребёнок правильно за отведённое время воспроизвёл на карточке 6 и более точек.

8-9 баллов – ребёнок безошибочно воспроизвёл на карточке от 4 до 5 точек.

6-7 баллов – ребёнок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.

4-5 баллов – ребёнок правильно воспроизвёл от 2 до 3 точек.

0-3 балла – ребёнок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.

Выводы об уровне развития.

10 баллов – очень высокий;

8-9 баллов – высокий;

4-7 баллов – средний;

2-3 балла – низкий;

0-1 балл – очень низкий.

Методика Мюнстерберга

Найдите слова среди букв

Вариант 1

М П Р П А В И С О Л Н Ц Е В Т А О Р Ш Л Ы А К Е Н Г К Е Н Г Ш К В М Я Ч Л О А А П Р ОУ Ш Г К А Р Т И Н А К Н Р Ч И Т Я Б Л О К О О Р А А П Р С М И Т М С Г Ш Щ Ш А Р Е О Ы Л Д О В Т Е Л Е Ф О Н Ф Ж Д Ы Л З О Н Т В Ш К Е Р О Ч С Т И Р В А П Р О М А И Г Р А П И О Л Д Ы О О М А Ш И Н А Р В Ы Л О А Р Н Е Г К У А И С Т О П Н П Р О Л Д С Н К В А Г О Н О Р П О В А И У Р О Л В Р

Зачеркните все самолетики

ÿ ÿ ñ ñ ò ö ò ö ó ÿ ö ó ÿ ñ ñ ÿ ñ ñ ò ö ò ö ó ö ò ñ ò ö ò ö ó ÿ ö ó ÿ ñ ñ ÿ ñ ñ ò ö ò ö ó ö ò ö ó ÿ ö ó ö ò ñ ò ö ò ö ó ÿ ö ó ÿ ñ ñ ÿ ñ ñ ò ö ò ö ó ö ò ö ó ÿ ö ó ö ò ñ ò ö ò ö ó ÿ ñ ò ö ò ö ó ÿ ö ó ÿ ñ ö ò ñ ò ö ò ö ó ÿ ö ó ÿ ñ ñ ÿ ñ ñ ò ö ò ö ó ö ò ö ó ÿ ö ó ö ò ñ ÿ ö ó ÿ ñ ò ö ò ö ó ÿ ö ó ÿ ñ ö ò ñ ò ö ò ö ó ÿ ö ó ÿ ñ ñ ÿ ñ ñ ò ö ò ö ó ö ò ö ó ÿ ö ó ö ò ñ ÿ ñ ò ö ó ÿ ñ ó ÿ ö ó ÿ ñ ñ ÿ ñ ñ ò ö ò ö ó ö ò ö ó ÿ ö ó ö ò ñ ò ö ò ö ó ÿ ñ ò ö ò ö ó ÿ ö ó ÿ ñ ö ò ñ ò ö ò ö ó ÿ ö ó ÿ ñ ñ ÿ ñ ñ ò ö ò ö ó ö ò ö ó ÿ ö ó ö ò ñ ÿ ö ó ÿ ñ ò ö ò ö ó ÿ ö ó ÿ ñ ö ò ñ ò ö ò ö ó ÿ ö ó ÿ ñ ñ ÿ ñ ñ ò ö ò ö ó ö

Методика

«УЗНАЙ ФИГУРЫ».

Эта методика - на узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От развитости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения.

В методике детям предлагаются картинки в сопровождении следующей инструкции:

«Перед вами пять картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырёх картинок, расположенных в ряд справа от неё. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку».

Сначала для пробы ребёнку предлагают решить эту задачу на картинках, изображённых в ряду под номером 0, затем – после того, как экспериментатор убедился в том, что ребёнок всё понял правильно, предоставляют возможность решить эту задачу на картинках с номерами от 1-10.

Эксперимент проводится до тех пор, пока ребёнок не решит все 10 задач, но не больше чем 1,5 минуты даже в том случае, если ребёнок к этому времени не справился со всеми задачами.

Оценка результатов.

10 баллов – ребёнок справился со всеми задачами меньше, чем за 45 сек.

8-9 баллов - ребёнок справился со всеми задачами за время от 45-50 сек.

6-7 баллов - ребёнок справился со всеми предложенными задачами в течение периода времени от 50-60 сек.

4-5 баллов - ребёнок справился со всеми задачами за время от 60-70 сек.

2-3 балла – ребёнок решил все задачи за время от 70-80 сек.

0-1 балл - ребёнок решил все задачи, затратив на это более чем 80 сек.

Выводы об уровне развития.

10 баллов Очень высокий
8-9 баллов Высокий
4-7 баллов Средний
2-3 балла Низкий
0-1 балл Очень низкий

Методика

«ОБЩАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ И ЗАПАС БЫТОВЫХ ЗНАНИЙ».

Применяется для оценке общей ориентировки в окружающем мире детей с 1 по 5 классы и для выяснения запаса их бытовых знаний используются другие перечни вопросов, которые следует далее.

Вопросы для 1 класса.

1. Как твои фамилия, имя и отчество?

2. Сколько лет твоей маме и твоему папе?

3. Как зовут твою бабушку и твоего дедушку?

4. Как называется столица твоего государства, в котором ты живёшь?

5. Как называется улица, на которой живут твои родственники? (В ответе на этот вопрос необходимо правильно назвать хотя бы одну улицу и сказать, кто из родственников живёт на этой улице.)

6. Каковы номер дома и номер квартиры, где живут твои родственники или знакомые?

7. Как называются птицы, которых можно встретить в окрестностях твоего дома? (Здесь необходимо назвать хотя бы две разные птицы.)

8. В каком месяце обычно появляется снег и когда он начинает таять?

9. В котором часу ты обычно уходишь в школу и приходишь из школы? (Правильный ответ включает указание, как на часы, так и на минуты.)

10. Назови инструменты, которые есть у вас в доме. (Правильный ответ на этот вопрос – тот, в котором перечислено не менее трёх разных инструментов.)

Вопросы для 2 класса.

1. Каковы фамилия, имя и отчество твоих родителей – папы и мамы?

2. Сколько лет твоему брату и/или сестре? (Если родных братьев или сестёр у ребёнка нет, то он может назвать двоюродных и т.д.)

3. Каковы фамилия, имя и отчество кого-либо из твоих ближайших родственников? (Можно назвать любого из них, кроме мамы, папы, бабушек и дедушек, родных братьев и сестёр.)

4. Как называется главный город в той области, где ты живёшь?

5. Как называются город и улица, где живут твои родственники или знакомые?

6. Каковы номер дома и номер квартиры, где живут твои дядя или тётя? (Для правильного ответа достаточно назвать адрес хотя бы одного из них.)

7. Как называются те животные (звери), которые живут в лесу? (Для правильного ответа необходимо назвать не менее 4 из них.)

8. В каком месяце появляются почки на деревьях и в каком месяце здесь, у вас, начинают желтеть листья?

9. В каком часу возвращаются обычно с работы твои мама и папа? (Для правильного ответа на этот вопрос достаточно назвать только час без указания минут.)

10. Назови все приборы, которые есть у вас дома. (Правильный ответ предусматривает название не менее 3 разных приборов.)

Вопросы для 3 класса.

1. Каковы фамилия, имя и отчество твоей бабушки и твоего дедушки?

2. Сколько лет твоей бабушке и твоему дедушке? (Если их нет в живых, то, сколько лет им было в последний год жизни?)

3. Каковы фамилия имя и отчество кого – нибудь из твоих далёких родственников? Назови сначала того, о ком ты собираешься говорить. (Правильный ответ на данный вопрос предусматривает название ребёнком хотя бы одного дальнего родственника.)

4. Как называется тот район города, в котором ты живёшь? (Этот вопрос можно содержательно несколько изменить, включив в него формулировку названия населённого пункта или какой – либо его части.)

5. Как называется город (местность и т.п.), где родились твои родители? (Правильный ответ предусматривает точное название места рождения хотя бы одного из родителей ребёнка.)

6. Какой номер телефона в квартире ваших родственников? (Для правильного ответа достаточно назвать только один номер.)

7. Как называются рыбы, которые живут в реке?

8. В каких частях света, странах не бывает зимы или лета?

9. В котором часу ты обычно завтракаешь и ужинаешь? (Правильный ответ предполагает название, как часа, так и минут.)

10. Как называются различные виды транспорта? (Правильный ответ предполагает название не менее 3 разных видов транспорта.)

Обработка результатов.

За правильный ответ на каждый из предложенных вопросов ребёнок получает 1 балл. Максимальное количество баллов, которое может получить один ребёнок по данной методике за правильные ответы на все вопросы составляет 10.

Для ответа на каждый из вопросов ребёнку отводится по 30 секунд. Отсутствие ответа в течение этого времени квалифицируется как ошибка и оценивается в 0 баллов.

Полностью психологически готовым к обучению в школе (по данной методике) считается тот ребёнок, который правильно ответил на все вопросы, т.е. в итоге получил 10 баллов. В течение времени, отводимого на ответ, ребёнку можно задавать дополнительные вопросы, облегчающие, но не подсказывающие правильный ответ.

Методика

«ЗАУЧИВАНИЯ ДЕСЯТИ СЛОВ».

Методика заучивания десяти слов была предложена А.Р. Лурия. Она позволяет использовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психическими заболеваниями, а также изучения динамики течения болезни и учёта эффективности лекарственной терапии.

Описание методики.

Набор из десяти односложных или двусложных слов, не связанных по смыслу, составление которого не представляет большой трудности. Желательно иметь несколько таких наборов.

Примеры для набора слов.

1. Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.

2. Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.

Испытуемому даётся инструкция:

«Я сейчас прочту 10 слов. Слушайте внимательно. Когда я закончу читать, повторите слова, которые запомнили, в любом порядке».

Экспериментатор читает слова медленно и чётко. В протоколе он отмечает крестиком или цифрой порядок и точность воспроизведения слов после каждого предъявления. (Порядок воспроизведения слов может быть информативным при анализе способа запоминаемого материала.) Иногда больные называют лишние слова, что также отмечается экспериментатором в протоколе.

Как правило, для больных требуется не менее 8-10 предъявлений для полного (или почти полного) воспроизведения (здоровые обычно запоминают все слова уже со второго или третьего предъявления).

В некоторых случаях для изучения сохранения запоминаемого материала испытуемого просят воспроизвести слова через час или на следующий день.

Методика

«СРАВНЕНИЕ ПОНЯТИЙ».

Методика применяется при исследовании операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении детей и подростков.

Описание методики.

Материал: несколько пар слов для сравнения, отпечатанных на листе бумаги.

Утро-вечер. Яблоко-вишня.
Корова-лошадь. Лев-собака.
Лётчик-танкист. Ворона-воробей.
Лыжи-коньки. Молоко-вода.
Трамвай-автобус. Золото-серебро.
Река-озеро. Сани-телега.
Велосипед-мотоцикл. Воробей-курица.
Собака-кошка. Дуб-берёза.
Ворона-рыба. Сказка-песня.
Лев-тигр. Картина-портрет.
Поезд-самолёт. Лошадь-всадник.
Обман-ошибка. Кошка-яблоко.
Ботинок-карандаш. Голод-жажда.

Испытуемый читает или слушает заданные пары слов и отвечает относительно каждой пары на вопрос: «Чем они похожи?», а затем на вопрос: «Чем они отличаются?». Все его ответы полностью записываются в протокол.

Исследователь на первых примерах может разъяснить испытуемому непонятные ему моменты, а также должен настаивать на соблюдении испытуемым последовательности выполнения задания: вначале описание сходства, а потом - различий.

Оценка результатов.

Учитывается то, на сколько испытуемый может выделять существенные признаки сходства и различия понятий. Неумение выделять эти признаки свидетельствуют о слабости обобщений и склонности к конкретному мышлению.

Кроме того, исследователю надо обратить внимание на то, как испытуемый выполняет требования, касающиеся заданной последовательности.

При выполнении заданий, что ему даётся легче – нахождение сходств или различий.

Дошкольники и младшие школьники вместо выделения общего обычно указывают на различия объектов, поскольку за операцией различия стоит наглядно – действенное и наглядно – образное мышление. За указанием на общее кроется операция введения в отвлечённую категорию. Таким образом, тот факт, что раньше созревает различие, а затем сообщение, свидетельствует о смене психологических операций, о переходе от наглядных форм мышления к словесно – логическому обобщению. Поэтому для школьников особенно трудными будут задачи таких категорий: например, «ворона – рыба», - слова, у которых трудно найти общее.

У младших школьников возникает операция обобщения, которая принимает форму выделения общих признаков, но очень часто за ней кроется ещё наглядное сравнение или введение предметов в общую наглядную ситуацию, для них трудны задачи категории, например, «всадник – лошадь», слова находятся в условиях конфликта, их очень трудно сравнивать.

Оценивается также логичность хода высказываний испытуемого. Имея инертное, вязкое мышление, испытуемый соскальзывает при сравнении слов со сходств на различия или наоборот, отвлекаясь на незначительные, второстепенные моменты, уделяя им большое внимание, может терять нить рассуждений и т.д.

Развитие речи.

Исходная ситуация: ребёнок рассматривает картинку (использование наглядного материала).

Инструкция: «Теперь мы с тобой будем рассматривать красивые картинки. Ты мне должен рассказать, что делают дети на этой картинке, что там происходит».

Обработка результатов.

Используются следующие шкалы оценки:

Способ говорения.

Очень плавная речь – 8 баллов.

Плавная речь – 5 баллов.

Достаточно плавная речь – 3 балла.

Прерывистая речь – 2 балла.

Очень прерывистая речь – 0 баллов.

Строение предложений.

Хорошо структурированные предложения, используются соединительные слова – 8 баллов.

Простые распространённые предложения, стереотипно используется один и тот же соединительный союз – 6 баллов.

Одни простые нераспространённые предложения, которые могут быть соединены повторяющимися союзами – 4 балла.

Преимущественно неполные предложения – 1балл.

Полностью нарушенное строение предложений – 0 баллов.

Речевые навыки. Артикуляция.

Очень чёткое произнесение звуков – 8 баллов.

Чёткое произнесение звуков – 6 баллов.

Умеренно чёткое произнесение звуков – 4 баллов.

Нечёткое произнесение звуков – 2 балла.

Неразборчивое произнесение звуков – 0 баллов.

Методика

«РИСУНОК СЕМЬИ».

Цель данной методики – представление ребёнка о семье и своём положении в ней.

Используемый материал: лист белой бумаги, 6 цветных карандашей (4 основных, коричневый и чёрный), резинка.

Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью» (слово «семья» не объяснять). Повторить: «Нарисуй свою семью».

В ходе тестирования отмечаются последовательность рисования деталей, паузы более 15 секунд, стирание деталей, непроизвольные комментарии ребёнка, эмоциональные реакции и их связь с изображением.

После выполнения задания надо постараться получить большую информацию о ребёнке путём вопросов.

Вопросы к детям:

1. Скажи, кто тут нарисован.

2. Где они находятся.

3. Что они делают (кто это придумал).

4. Им весело или скучно (почему?).

5. Кто из нарисованных людей самый счастливый (почему?).

6. Кто из них самый несчастный (почему?).

Примечание: если ребёнок отвечает формально, то не настаивайте. Можно уточнить, если ребёнок рисует птичек – «почему ты их нарисовал?».

Кроме вопросов ребёнку предлагается решить 6 ситуаций.

1. Представь, что вся твоя семья идёт в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?

2. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк, кого бы ты позвал идти собой?

3. Ты строишь из конструктора дом или (если это девочка) вырезаешь из бумаги куклу. У тебя не получается. Кого ты позовёшь на помощь?

4. У тебя несколько билетов на мультфильмы (называем цифру на 1 меньше, чем членов семьи). Кто останется дома?

5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?

6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас на 1 человека больше, чем надо. Кто не будет играть?

Необходимо знать:

1) возраст ребёнка;

2) состав его семьи, возраст братьев и сестёр;

3) если возможно, то иметь сведения о поведении ребёнка в детском саду и в семье.

Методика

«ЗАПОМНИ И РАССТАВЬ ТОЧКИ».

С помощью данной методики оценивается объём внимания ребёнка. Для этого используется стимульный материал, изображённый ниже. Лист с т


medal-ordena-za-zaslugi-pered-otechestvom.html
medal-za-pokorenie-chechni-i-dagestana-v-1857-1858-i-1859-gg.html
    PR.RU™