Методика обучения действиям сложения и вычитания в начальной школе.

Тема сложения и вычитания изучается по концентрам (десяток, сотня, тысяча и многозначные числа). Это позволяет последовательно применять ранее усвоенные учащимися вычислительные приемы и тем самым вести непрерывную работу по закреплению совершенствованию вычислительных навыков.

Конкретный смысл сложения и вычитания осознается детьми в процессе действий с множествами предметов и находит применение при решении задач. Важным в этой теме является знакомство с компонентами и результатами вычислительных действий, связи между ними и усвоению свойств.

Сложение и вычитание в концентре 10.

Задачи изучения темы:

1) знакомство с вычислительными приемами и формированием умения применять их при составлении таблиц сложения и вычитания;

2)заучивание таблиц сложения и вычитания, тесной связи с усвоением состава чисел в пределах 10;

Теоретические знания, получаемые при изучении темы:

- смысл арифметических действий сложения и вычитания;

- переместительное свойство сложения;

- название компонентов и установление связей между ними (1-е слогаемое+2-е слагаемое = сумма, уменьшаемое-вычитаемое=разность);

- рассмотрение суммы и разности как выражений.

Методика знакомства с вычислительными приемами слож. и вычит.:

1.изучается свойство натурального ряда чисел (+1;_-1)

2.конкретный смысл арифметических действий сложения, вычитания; конкретный смысл постигается на примерах (+-2;_+-3;_+-4);

3.переместительное свойство сложения(+5;_+6; _+7;_+8; _+9);

4.нахождение неизвестного слагаемого (_-5; _-6; _-7;_-8; _-9);

При знакомстве с переместительным свойством используется индуктивный метод (пары сравниваются на конкретных примерах, используются наглядные пособия и далее следует вывод : «от перестановки слагаемых сумма не меняется» Н-р:3+2,2+3.

При изучении темы: «Нахождение неизвестного слагаемого» опираемся на взаимосвязь между суммой и слагаемыми (наглядность)

Вывод: если из суммы двух слагаемых вычесть одно слагаемое, то получим другое. В речи учитель должен систематически использовать математическую терминологию.

При формировании каждого вычислительного приема придерживаются следующих этапов:

- подготовительная работа к знакомству с приемом;

- разъяснение и усвоение вычислительного приема;

- составление таблиц сложения и вычитания;

- формирование вычислительных навыков различных упражнений и заучивание таблиц.

Применение «выражения» вводится в первом классе (дается двоякая запись суммы и разности, н-р: 3+4 = 7(сумма); 7= 3+4(сумма),



Сложение и вычитание в концентре 100.

Задачи изучения темы:

1) знакомство с вычислительными приемами и формирование умения применять их при сложении и вычитании в пределах 100;

2) закрепление навыков табличного сложения и вычитания в пределах 10;

3) формирование навыков табличного сложения в пределах 20;

4) усвоение связи между компонентами и результатом действия вычитания.

Основой вычислительных приемов сложения и вычитания в пределах 100 является знание разрядного состава двузначного числа и умение представить его в виде суммы разрядных слагаемых ( 57=50+7, 24= 20+4, 99= 90+9 и т.д). Знание свойств арифметических действий и навыки табличного сложения и вычитания в пределах 10.

Сложение и вычитание в пределах 1000 и многозначного числа.

Основная задача темы- формирование навыков устных и письменных вычислений.

При выполнении устных вычислений учащиеся используют те приемы, с которыми они познакомились в концентре 100 в теме сложения и вычитания. В письменных вычислениях используются алгоритмы письменных сложений и вычитаний.

Вычитание- это определенное правило, которое строго определяет содержание и порядок выполнения операций. Сознательное применение алгоритма требует знания разрядного состава числа, усвоение соотношений разрядных единиц, а также прочного знания табличных случаев сложения и вычитания в пределах 10 и 20.

Рассмотрение случаев сложения и вычитания строятся по принципу от простого к сложному ( сначала алгоритм применяется для случаев без перехода через разряд, а затем с переходом через 1 разряд, 2 разряда).Н-р: 234+425, 235+425, 237+526, 453+371, 529+299- в столбик; 469-246, 540-126, 542-126.

Сложность представляет решение примеров с переходом через несколько разрядов( правильный ответ определяется прочным усвоением таблиц сложения и вычитания в пределах 20).

Также трудными считаются случаи содержащие в уменьшаемом нули (35000-12639).



36.Роль и место предмета «Технология» в образовании, воспитании и развитии младших школьников». Межпредметные связи на уроках технологии.

Трудовое обучение как средство умственного, физического, эстетического развития. Образовательные и воспитательные задачи трудового обучения Уроки трудового обучения- развитие творческих особенностей младших школьников.

Некоторые особенности уроков технологии при реализации развивающих подходов в образовании

Современный, унифицированный подход к решению образовательных задач в рамках образовательной области «Технология», заключается в следующем:в процессе активной(т.е. самостоятельной)позновательной деятельности мл. шк-ки овладевают основамитрудовой деятельности, знакомятся с простейшими технологиями преобразования доступных материалов, овладевают опытом творческой деятельности. Овладение учащимися опытом творческой деятельности предполагает формирование определенной готовности ученика к поиску решения «новых» для него проблем и творческому преобразованию действительности через выстраивание системы творческих заданий, направленных на развитие мышления, в том числе технического, и овладения трудовыми умениями.

Характерные черты уроков технологии развивающего характера можно проследить на примере двух курсов. Современные требования российской образовательной политики, в том числе Стандарта начального общего образования полностью реализованы в курсе Е.А.Лутцевой «Технология. Ступеньки к мастерству», включающем одноименную программу и учебно-мето- дический комплект (УМК) к ней и курсе О.А.Куревиной, Е.А.Лутцевой «Прекрасное рядом с тобой», включающем программу «Художественный труд и искусство» и УМК «Прекрасное рядом с тобой». Оба курса соотносятся с требованиями стандартов по технологии, второй - и частично по искусству.

В курсе Е.А.Лутцевой «Технология. Ступеньки к мастерству» уроки технологии реализуют выше названный подход в двух направлениях. Первое - развитие личности ребенка во всем возможном многообразии: развитие психических качеств (мышление, воображение, память, внимание, речь), эстетического вкуса, потребности в практической творческой деятельности, а также развитие элементов технического и художественного мышления, конструкторских способностей. Вторая - формирование обобщенных технико-технологических знаний и умений по ручной обработке доступных детям материалов.

В курсе О.А.Куревиной, Е.А.Лутцевой «Прекрасное рядом с тобой» те же направления, но с большим акцентом на творческую деятельность художников, архитекторов, прикладников, дизайнеров - созидателей высокого искусства.

Названные линии (направления) реализуются содержательно через продуманную систему упражнений и изделий, подобранных соответственно учебным задачам; через выполнение творческих заданий обобщающего характера. В связи с этим все задания отвечают следующим требованиям:

1.Выполнение задания, в том числе и изготовление изделия, не есть цель урока. Задание лишь средство решения конкретных учебных задач.

2.Любое задание должно быть доступно для его выполнения, но, в то же время, обязательно содержать не более одного-двух новых знаний и новых умений, которые могут быть «открыты» и освоены детьми в ходе его выполнения.

3.Изделия, предлагаемые детям для изготовления на уроках трудового обучения, не могут носить случайный характер, а должны отвечать цели и задачам каждого урока и быть простроены в четко продуманную последовательность.

4.Задания должны давать учащимся широкий спектр знаний о мире, развивать мышление, в том числе техническое, духовные качества личности.

Методически идеи обоих курсов реализуются через деятельностный подход к обучению, использование продуктивных методов, проблемное введение нового знания. Это погружение учащихся в творческую среду художника, музыканта, эвристические беседы; поисковая, исследовательская деятельность детей по «открытию» новых знаний (при обсуждении конструктивных особенностей изделий, определении свойств используемых материалов), поиск возможных и рациональных способов реализации творческих замыслов, двигательные упражнения-этюды (эмоционально-чувственное переживание), уп- ражнения-пробы (поиски правильного или наиболее рационального выполнения технологического приема, операции или конструкции) и т.д.

Форма предъявления заданий может быть различной: демонстрация одного или нескольких образцов; изображения изделий, рисунков, схем; инструкционные карты, представленные в различном виде (предметные, графические); задания в словесной форме. На каждом уроке-практикуме необходимо наличие образца (лучше нескольких схожих образцов), образца в разборе, отделъныхузлов со скрытыми конструктивными особенностями, схем, чертежей, эскизов. Это обеспечивает учащимся, с одной стороны, возможность восприятия образца (схожих образцов) со всеми их конструктивными особенностями, а с другой стороны - позволяет при предметном (образном) созерцании, обсудить эти конструктивные особенности и выявить конструкторско-технологические проблемы, организовать поиск возможных путей решения выявленных проблем. Неполная информация о необходимых для каждой конкретной работы материалов, инструментов, приспособлений исключает непродуктивный подход, когда все данные известны, а стимулирует поиск необходимого, чем решает задачу формирования умений самоконтроля у учащихся.

Графическое изображение образцов (инструкционные карты) может быть использовано как на этапе анализа задания (добывание информации, открытие нового знания), так и в самостоятельной практической деятельности детей в качестве информационной поддержки. Иногда, если изображение достаточно «прозрачно», оно может заменить образец для анализа задания, что способствует развитию пространственности и образности. При сохранении традиционных этапов урока трудового обучения (познавательно-аналитический, планирование предстоящей практической работы, самост практическая деятельность учащихся, оценка результатов творческо-поисковой и практической деятельности учащихся) в современном урое предпочтение отдается проблемному методу обучения особенно на этапе открытия новых для учащихся знаний. Для отработки умений и навыков используются тренировочные упражнения.

Глав доминанту совр урока технологии несет этап анализа задания (образца, образцов изделий)Анализ конструктивных и технологических особенностей образцов проводится в диалоговой форме. Учащиеся не только констатируют наблюдаемое, но проводят сравнение с тем, что они осваивали на предыдущих уроках. Обсуждая каждую технологическую операцию по изготовлению изделия, дети называют уже известные им способы выполнения разметки, выделения деталей из заготовки, сборки и т.д. и обязательно «спотыкаются» о неизвестный способ или с новым способ предлагает познакомиться сам учитель (неизвестный способ - это тема урока и его основная образовательная задача.После обсуждения конструктивных и технологических особенностей организуется поиск неизвестного, т.е. открытие нового знания. Самостоятельность открытия обеспечивается проведением небольших опытов, поисковых упражнений, наблюдением за действиями учителя, например, развёртывание перед классом без комментариев игрушки оригами или коробочки. Так же обсуждаются и практически пробуются возможные способы усовершенствования конструкций изделий, решаются конструкторские и технологические задачи. Такая работа является основой для развития творческих способностей учащихся.

Примечание. Такой подробный анализ и открытие новых знаний увеличивает время на него не менее чем в два раза, но только это гарантирует изготовление изделия всеми учащимися и с заметно меньшими затратами времени - до 5-15 минут (что требуют санитарные нормы - см. с. 6 ). Планирование предстоящей практической работы предполагает выстраивание конкретной последовательности изготовления изделия (составление краткого плана). Самост выполнение практической работы учащимися. Самостоятельность обеспечивается полнотой и всесторонностью анализа задания, ясностью представления конечного результата, владением необходимыми технологическими знаниями и практическими умениями, индивидуальной работой с содержательным материалом учебника и рабочей тетради. Обобщение - осознание и формулирование нового знания, открытого на уроке, новых качеств личности. Оценка деятельности учащихся на уроке предполагает качественную характеристику работы ученика в интеллектуальной части урока (конструктивные и технологические, самостоятельные, оригинальные предложения) и оценки качественного выполнения изделия (выполнение технологических приемов и операций). Контроль обученности учащихся можно проводить по следующим критериям: -качество выполняемых новых приемов, и готового продукта.

-характер деятельности (репродуктивная, творческая),

-степень самостоятельности учащихся при выполнении заданий, В курсах «Технология. Ступеньки к мастерству» и «Прекрасное рядом с тобой» органичным образом реализуется обучение учащихся проектной деятельности, которая особенно способствует развитию творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности, дает возможность почувствовать себя в разных ролях (руководитель, исполнитель и др.). Она предполагает включение учащихся в активную познавательную деятельность от идеи vразработки замысла изделия (ясное целостное представление о будущем изделии) до его практической реализации.На уроках технологии учащиеся овладевают основами проектной деятельности, главным образом, при выполнении творческих заданий, которые предлагаются в рабочих тетрадях. Эта работа может носить как индивидуальный так и коллективный характер. Так как творческий проект в начальной школе - это самостоятельная творческая работа, от идеи до ее воплощения выполнен- ная под руководством учителя, то работа над проектом предполагает наличие определенной базовой основы. Она включает необходимые (на каждом этапе и достаточные для самостоятельной разработки и реализации замысла технико-технологических знания и умения, качества творческого мышления. В 1 - 2 кл закладываются основные конструкторско-технологические умения развивается творческое мышление, в 3-4-х кл основным типом урока являются проекты.


mozg-otzivaetsya-na-emocionalnie-vospominaniya.html
mozg-rebyonka-mozhet-vmestit-bezgranichnij-obyom-informacii.html
    PR.RU™